Кантеле

Основные сведения


Кантеле

Кантеле — карельский и финский струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

Удивительный инструмент – кантеле. Древний. Загадочный. В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает волшебной лиричностью, раскрывая законы мирозданья… С незапамятных времен кантеле играло такую большую роль в жизни людей, что его значение выходит далеко за рамки понятия музыкального инструмента.

Кантеле – это скорее символ, объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историческое развитие многих поколений людей северного народа. Наиболее явно это запечатлено в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот.

Кантеле – один из наиболее архаичных инструментов карелов, вепсов, финнов и жителей Ингерманландии. Это самобытный инструмент с многовековой историей, притягивающий и чарующий своей волшебной лиричностью и неповторимым нежным тембром. В его звонко-серебристом звучании генетически заложена глубоко содержательная образная сфера. Кантеле – это не только уникальный музыкальный инструмент, это, прежде всего, особая эстетика национальной культуры, связанная с исконными духовными традициями коренных народов нашего края.

По классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса кантеле относится к классу хордофонов, группе дощечных цитр со струнами, расположенными параллельно корпусу, с резонаторным ящиком.

Родственниками кантеле в большой семье национальных струнных щипковых инструментов являются литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, русские гусли, удмуртский крезь, китайский цинь, японское кото

Происхождение


Кантеле

У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его. По давней традиции, само происхождение музыкального инструмента кантеле связывается с именем старца-волшебника Вяйнямёйнена, легендарного прародителя карельского и финского народов, одного из главных героев знаменитого эпоса «Калевала». В национальной эпической поэме в необычайно поэтичной форме рассказана история изготовления кантеле и рождения приемов игры.

Главная особенность кантеле, отмечаемая многими исследователями фольклора, – его древнее ритуальное назначение. Пользоваться инструментом мог только наделенный в роду статусом ведуна старейшина, хранитель высшей духовной мудрости. Потому и служил такой музыкальный инструмент для передачи в песенной форме накопленной поколениями предков философии бытия. Игра на кантеле была своего рода священнодействием. Всякий раз, как отмечается в «Калевале», собиравшиеся слушать мудреца Вяйнямёйнена люди, звери, птицы и рыбы очаровывались волшебными звуками музыки.

Долгое время кантеле оставался инструментом с диатоническим строем, способным воспроизводить лишь определенный круг наигрышей. Для того чтобы «короб многострунный» зазвучал во всей своей силе и красоте и стал полноправным концертным инструментом, нужен был человек с богатым личностно-творческим потенциалом, художник-творец прогрессивного мышления.

Таким человеком стал Виктор Пантелеймонович Гудков (1899-1942) – поэт, композитор, этнограф, ученый-фольклорист, проявлявший глубокий интерес к искусству и традициям народов северного края.

С его именем связана целая веха в развитии и реконструкции инструмента кантеле. Подхватив идею В.В.Андреева – возродить древнерусские народные инструменты (балалайка, домра, гусли), Гудков переосмысляет подход к традиционному народному инструментарию. Он восстанавливает карельские народные инструменты (кантеле, вирсиканнель, йоухикко, пастушьи рожки и др.) и разрабатывает проект усовершенствования инструмента кантеле и организации кантеле-оркестра.

Благодаря активной творческой деятельности В.П.Гудкова, а также благоприятным условиям в области развития культуры в Карелии появился уникальный по своей значимости коллектив, который в 1936 г. был преобразован в Государственный национальный ансамбль песни и пляски «Кантеле». В.П.Гудков изучил кантеле в совершенстве; с любовью и терпением он обучал исполнительскому искусству деревенских девушек и парней, прививая им любовь к народным традициям.

Благодаря В.Гудкову в наши дни этот инструмент уже является не только народным – он становится в полной мере профессионально-академическим.

Традиционное кантеле


Кантеле

К инструменту кантеле как объекту исследования ученые обращались с начала XIX века. Это Э.Леннрот, А.Вяйсянен, Т.Лейсиё, А.Черепахина, И.Семакова. По предположению Д.Бубриха, само слово «кантеле» заимствовано из древнебалтийских языков. Название инструмента, по версии карельских ученых-фольклористов, происходит от слов «канси» – крышка, «канта» – носить или «канто» – пень. В южных районах Карелии инструмент имел такие названия – «kanteleh», «kantelevo», «kandalla». Этимология названия инструмента на сегодня окончательно не выяснена.

Как предполагает А.О.Вяйсянен, один из дошедших до нас инструмент – карельское 5-струнное кантеле – был изготовлен в 1699 году; его длина 73 см, самая большая ширина 12 см, ширина от стержня 7 см, толщина 5,5 см. Вяйсянен так описывает инструмент: «Кантеле – инструмент с повсеместно распространенным прямосторонним резонатором, вытянутым в направлении расположенных на его верхней деке струн, которые и определяют размеры инструмента».

Согласно А.Вяйсянену, народные кантеле в деревнях южной и северной Карелии имели, как наиболее распространенное, число струн от 5 до 24. Первые инструменты были цельнодолблеными. Строй пятиструнного кантеле – диатонический пентахорд со звукорядом g1 – a1 – h1 (b) – c2 – d2. В зависимости от третьей струны настройка мажорная либо минорная. У старинных кантеле корпус выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливался сверху и закрывался декой с вырезанными в ней резонаторными отверстиями в виде кружков, треугольников, крестиков. По сведениям Т.Лейсиё, деку к корпусу привязывали либо лентой из бересты, либо прикрепляли деревянными или железными гвоздями.

Позже кантеле стали изготавливать путем склеивания корпуса из досок ольхи, ели, сосны, березы. Корпус обычно выделывался из березы, дека – из ели. В узкой стороне корпуса имеются «щечки», между которыми вставляется деревянный или металлический струнодержатель. На широкой стороне располагаются деревянные вращающиеся колки, позже они были заменены на металлические. Аутентичные кантеле имели пять жильных струн, кантеле позднейших типов – металлические. Способы игры – щипок, бряцание, или же смешанный прием игры. На кантеле импровизировали и аккомпанировали пению.

В 1785 году великий русский поэт Гаврила Романович Державин, бывший в то время олонецким губернатором, писал, что «…лоптяне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит».

Некоторые виды кантеле

Традиционное кантеле
Карельское кантеле
Кантеле Лённрота
Кантеле Салминена
Кантеле Гудкова
Кантеле Ямщикова
Кантеле Клюхина
Кантеле Александрова
Кантеле Кристала
Кантеле Кашутина
Кантеле Кукка
Кантеле Челомбитько
Кантеле Фролова

Видео: Кантеле на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Разместить объявление ►

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►